
У моих подруг часто возникал спор о том, кого сложнее воспитать: мальчика или девочку. Я как психолог, всегда отвечала, что в каждом случае могут быть свои трудности. А они продолжали спорить.
Например, у Любы есть сын и дочь, с которыми ей было нелегко. Но с дочерью Лизой им с мужем было тяжелее, чем с сыном Даней. Особенно Лиза трепала родительские нервы, начиная с подросткового возраста. При этом у Любы хорошая семья: муж заботливый, работящий. Они никогда не ругались, старались понять дочь, поговорить с ней по душам.
Лизе сейчас семнадцать лет. Даня моложе на 9 лет, он ходит в начальную школу. Дети никогда между собой не дружили. Лиза почти не разговаривала с братом, не интересовалась его жизнью, не помогала с учебой. Даня постепенно привык и тоже перестал замечать сестру. Они как будто чужие.
У Лизы на все всегда свое мнение, отличное от родителей. Она выглядит старше своего возраста и еще специально делала взрослый макияж. Учась на первом курсе колледжа, она уже общалась только выпускниками. Ее подруги и друзья всегда были старше на 5-7 лет.
Она без проблем ходила в ночные клубы для взрослых и покупала алкоголь, хотя ей нет восемнадцати. Конечно, мать узнавала это не от нее, а от других людей.
Мать Лизу только раздражала своими вопросами, а отец не был авторитетом потому, что он работал в Москве и дома появлялся редко. Лиза не хотела понимать, что отец обеспечивал им достойное существование, а мать желает ей счастья.
На втором курсе Лиза хотела бросить колледж. Это не потому, что она не могла учиться, а потому, что ей было скучно. Она интересовалась только шмотками, клубами и друзьями. Конечно, Люба попыталась уговорить ее доучиться. Но Лиза не слушала, а только просила все больше денег.

Мы давно советовали Любе обратится к психологу, который работает с трудными подростками, но она стеснялась, думала, что сама разберется.
Люба посоветовалась с мужем и они решили поставить дочери условие: если она продолжит учебу, то они будут ее содержать, но если она не будет учиться, то путь идет работать.
Лиза сказала, что останется в колледже, но потом выяснилось, что она не ходила на занятия и провалила экзамены. Лиза заявила, что если им нужен диплом, то могут сами его купить, и что они обязаны ее содержать до 18 лет. Мать была в шоке. Она не понимала, что упустила в воспитании, раз дочь такое себе позволяет.
Отец просил мать давать ей меньше денег, но Лиза сказала, что пойдет «на панель». Люба чувствовала себя в западне. Ведь дочь еще не совершеннолетняя, и по закону родители несут за нее ответственность. Она была вынуждена давать деньги почти на все ее капризы.
В один день Люба узнала от своих подруг, что у Лизы есть парень. «Ну отлично!» — подумала она. «Вместо того, чтобы узнавать такие вещи от своей дочери, я узнаю это от посторонних людей. Матери ее подруг знают о ней больше, чем я сама, ее родная мать!» — возмущалась Люба.
При первой же возможности она спросил Лизу об этом. Та была немного смущена, но сказала, что у нее нет парня, только друзья. Потом дочь возмутилась, что мать вмешивается и расспрашивает про нее чужих людей, и закрылась в своей комнате.
Потом Люба заметила у Лизы очень дорогое платье, на которое они ей не давали денег. Лиза заявила, что откладывала на него несколько месяцев. Мать не поверила, так как дочь никогда не была бережливой и сразу все тратила. В другой день, возвращаясь домой, Люба заметила, как Лиза садится в большой джип. Люба забеспокоилась, что у дочери могут быть неприятности. Спрашивать у нее было бесполезно. Она решила навести справки по знакомым.
Одна подруга работала в торговом центре и сказала, что видела Лизу с каким-то мужчиной. Ему на вид лет 35, и он явно был состоятельный. Люба была потрясена услышанным. У нее были тысячи мыслей за минуту. Наиболее вероятным вариантом было спонсорство, Лиза же грозилась пойти «на панель».

Когда дочь вернулась домой, Люба прямо спросила ее. Лиза возмущалась, что мать следит за ней, но Люба больше не поддавалась на провокации. Тогда дочь призналась, что это ее парень и они любят друг друга. Она скрывала его от родителей, потому что они не поняли бы ее. Ему было 37 лет, у него свой строительный бизнес, он в разводе и у него есть сын 15 лет от первого брака.
Люба села и попросила принести ей валидол. Она позвонила мужу. Тот тоже был в шоке. Ведь этот «парень» практически их ровесник! Отец срочно приехал, чтобы познакомиться с этим человеком. Тот объявил, что они хотят пожениться. Они договорились подождать совершеннолетия дочери и сыграли свадьбу. После этого родители, наконец-то, смогли спать спокойно.